33 заметки с тегом

работа

Клиенты, которые занижают стоимость твоих работ

верни деньги

Есть люди, которые пытаются пересмотреть стоимость работ после их начала или завершения.

Два прошлогодних случая.

Первый случай, клиент — стартап. Денег не очень много, но есть внешнее финансирование. Клиенту была предоставлена полная смета с разбивкой по этапам работ. Цена устраивала. После выполнения 25% всех работ клиент нашел (мир тесен, все становится явным достаточно быстро) трех программистов за долю в бизнесе. Естественно решил с нами расторгнуть договор — доля пока ничего не стоит и выгодно ее отдать, чем платить живые деньги.

Мы сделали расчет, что выполнено, что начато выполнятся и какую сумму можем вернуть. Тут и началось интересное. Клиент наотрез отказался принимать наш расчет. Доходило до банального, что надо разработать дизайн сайты из 10 страниц. Раз мы сделали только главную, значит ее стоимость 1/10. Хотя каждый дизайнер знает, что разработка концепции, продумывание дизайна и дизайн главной страницы занимает гораздо больше времени, чем каждая из последующих страниц. У нас временные затраты на главную были 30% от всего объема работ. Но клиент не хотел это понимать.

Второй случай. Все сделали, все нравится. Но «мы тут посмотрели и увидели, что другие разработчики за подобные работы берут в два раза меньше». Написали нам претензию, выдумали недостатки сайта и потребовали вернуть половину денег.

 Нет комментариев    2   2018   2018   бизнес   клиенты   работа

Что делать, если ваш коллега перфекционист

— перфекционизм в работе

Многие менеджеры проектов скажут вам, что разработчик-перфекционист это очень плохо. Действительно, разработка ПО (особенно заказного) — это коммерческая деятельность. Она должна быть рентабельной. Поэтому негласно действует правило — доводим разработку до 80% готовности. Пилить дальше — это дорого, а часто и невозможно. Ошибки все не исправишь. Есть даже термин — showstoppers — ошибки, которые препятствуют выходу релиза. Например, если вы разрабатываете браузер и он зависает каждые 10 минут — это showstopper. Эксплуатация браузера невозможна. А вот если браузер не умеет распечатать страницу сайта — это не шоустоппер, ведь страницы печатают далеко не все пользователи.

Так вот, перфекционисты вредны на проекте, часто они упираются в какую-то ошибку или еще что-то. Конечно, это хорошо, что ошибка выявлена. Но перфекционист считает эту ошибку вселенской бедой, и не успокаивается, пока не исправит. В итоге проект не развивается, а топчется на месте — программисты вылизывают код, исправляют ошибки и оптимизируют скорость. Всю эту работу обычный пользователь не видит. Видит он, что его ПО не получает новые функции и возможности. И он переходит к конкурентам.

Поэтому грамотный project manager заботится выполнить каждую фичу программы на «чуть более 80% готовности», убрать ошибки-шоустопперы и выкатить новую версию. Затем собрать жалобы пользователей и исправить еще одну порцию ошибок. Грамотный проджект-менеджер стучит линейкой по рукам перфекционистов, когда они слишком закапываются в код.

Полагаю теперь у вас есть понятие о разработке программ. И вот был у меня случай, когда клиент захотел на финальном этапе сильно переработать дизайн сайта. Эта переработка уже выходила за рамки бюджета. Дизайнер уже очень устала от бесконечных правок клиента. Все были на взводе.

В один день я получил письмо по новым правкам. Правки были странными, они натолкнули меня на мысль изменить расположение элементов сайта кардинальным образом. Такое изменение улучшало сайт и позволяло аккуратно вместить множество хотелок клиента. Оставался только вопрос времени и бюджета. Я не могу заставить дизайнера переделать сайт. Я не могу взять дополнительные деньги с клиента. Я сель и нарисовал новый макет в adobe xd. Показал дизайнеру.

Дизайнер была перфекционисткой. Заядлой и фанатичной. Она посмотрела на макет и сказала: «Да, эта идея мне нравится, она классная и решает множество проблем с дизайном. Я сегодня ночью перерисую его полностью».

Утром был новый дизайн. Я был счастлив. Перфекционизм дизайнера сыграл мне на руку. Она сделал эти правки в силу своего характера — во внерабочее время и без дополнительной оплаты. Тогда-то я и полюбил перфекционистов. Главное уметь направить их в нужное русло.

Любимая работа

lybimaja-rabota.jpg

За свою жизнь я увлекался многими специальностями. Пробовал себя во всем, что было интересно. В итоге оказывалось, что мне всегда интересно что-то ещё. И так по кругу. Никогда не мог специализироваться на чем-то одном. И программирование нравится, и маркетинг, и дизайн, и торговля, и SEO, и продажи, и контекстная реклама, и криптография, и много чего еще.

И вот сегодня вдруг в голову прояснение пришло, и в душе родилось счастье. Я понял все, понял, что мне нравится больше всего. Мне нравится управление. Управление людьми, проектами. Мне нравятся переговоры, продумывание алгоритма решения задачи и доведения проекта до завершения.

В начале этого года я прошел треннинг «твое предназначение». Несмотря на общее удовлетворение от треннинга, я так и не разобрался в себе. И вот вдруг после многих месяцев я нашел свою сферу деятельности — управление.

Сдал проект! Как гора с плеч!

Сдал проект! Как гора с плеч!

В мае 2015 года клиент заказал разработку приложения для смартфона. Наша ошибка была в том, что мы разрешили клиенту самому нарисовать весь дизайн. При этом клиент не понимал специфики разработки приложений и умел лишь работать в фотошопе.

Вторая ошибка — мы взяли слишком мало денег. Мы позарились, что сможем быстро собрать апликейшен с имеющимся дизайном. В итоге оказалось, что проект надо было оценивать в минимум 4 раза больше. Зафиксировали колоссальный убыток. :(

За время выполнения проекта сменили три команды разработчиков. Только с четвертой удалось довести проект до конца.

Но я в целом доволен данной ситуацией. Самое главное решение, которое я принял и которым горжусь — отказаться от дизайна клиента и разработать его самим. Это дало невероятный буст проекту и мы смогли его завершить за 3 месяца от начала и до конца.

Самое главное, что клиент невероятно доволен. Он уже две неделе пишет мне в скайп, как круто работает его приложение и благодарит программиста.

Два типа людей по взгляду на работу

Два типа людей по взгляду на работу

Всю мою жизнь я встречал людей, которые занимались на работе, на мой взгляд, какой-то ерундой. И тут подвернулся повод погрузиться в один проект.

Заказчик печатал в типографии наружную рекламу. Для трех билбордов печатали раньше и теперь надо было допечатать еще 4 полотна. Напечатали и выяснилось, что серые буквы немного различаются в этих двух партиях. И директор по рекламе сказала, что надо перепечатать заново все 7 полотен в одной типографии. Я видел эти полотна. Я не замечал, сильного отличия. Да и прохожие тоже не заметили бы :)

Но директор по рекламе сказала, что она не потерпит халтуры. Я аккуратно тет-а-тет спросил у этой директорши, сколько стоить будет перепечатка, тем более срочная. Она сказала, что стоимостью заведует бухгалтерия, а не она.

И тут в голове у меня все сошлось. Я понял. Есть два типа людей:

  • которые вообще не думают про бюджет и делают работу так, как считаю нужным
  • которые понимают, что если на рекламу потратить много денег, она может и не окупиться

Я всегда думаю про бюджет. У меня он стоит на первом месте. Качество можно улучшать до бесконечности, бюджет увеличивать до бесконечности нельзя.

И самое интересное, что этого директора по рекламе, который увеличил бюджет на рекламу в 2,5 раза еще и хвалили, и премировали за хорошую работу.

Может я не прав? Может пофиг на бюджет? Может надо смотреть на качество в первую очередь, а деньги не главное? Ведь это так просто: я гений рекламы, а если у вас нет денег, то это ваши проблемы. Разве нет?

Поведение клиентов странное

поленом по лбу - работа с возражениями клиентов

Возможно это частный случай или осеннее обострение.

За последние две недели столкнулся с тремя случаями, когда обращался потенциальный клиент, получал от нас КП (раскрутка в соцсетях), а затем говорил, что изучил вопрос, но это «пока не актуально» (дословно).

Мне странно, что:

  • клиент сам обратился к нам
  • клиент обратился и к другим компаниям (мы узнавали это в других компаниях)
  • клиент изучал и обсуждал коллегиально все эти КП (это мы тоже узнали от человека клиента)
  • мы клиенту говорили, если дорого — можем поменять стоимость
  • мы клиенту говорили, если мы предлагаем не то, что надо, то переделаем КП

Ответ тот же: «Мы изучили вопрос, пока это не актуально». А для нас такой ответ, как поленом по лбу — никакой конкретики. Да и не первый случай — может, что-то не так у нас?

Единственное объяснение нашли — сейчас мода всем лезть в соцсети, может клиенты просто решили узнать, что это такое — SMM. Узнали и забыли.

Кто опытен, какая реальная причина? Как ее выяснить?

Как управлять делами

лайфхаки как управлять делами

Я много времени посвятил нахождению оптимальной системы управления делами.

Выработал несколько правил:

  1. нельзя вести два раздельных списка «Личное» и «Работа». Время у нас едино, поэтому личные и рабочие задачи необходимо вести в одном и том же списке. Эта хитрость значительно упрощает планирование и вам не надо напрягаться, что предпочесть личное или рабочее.
  2. у каждой задачи должны быть три свойства (метки):
    • выполнение задачи ведет меня к цели в жизни;
    • выполнение задачи дает деньги на жизнь;
    • я просто очень сильно пообещал кому-то это сделать.

Такая градация, обеспечивает баланс между смыслом своей жизни и деньгами на этот смысл.

  1. дробить задачи на 20-40 минут. Я запретил себе создавать задачи длинною более 40 минут. Например, большая задача «проверить выполнение плана сотрудниками» трансформируется в несколько задач «проверить выполнение плана Олей», «проверить выполнение плана Катей», «проверить выполнение плана Леной». Несмотря на кажущуюся захламленность, эти задачи выполняются быстрее и есть ощущения, что я двигаюсь вперед, а не топчусь на месте с одной задачей.
  2. Очень крутое правило, но для него надо потренироваться. Суть простая, если вы считаете, что прошедший час поработали в полную силу, то положите в копилку один рубль. И так оценивайте каждый час. В конце дня посчитайте рубли. Если вы были на работе 9 часов, а в копилке только три рубля, то… И тут самое интересное. После такой арифметики я понял, что если я не могу сосредоточиться и выполнить задачу, то я без угрызения совести иду в магазин за мороженым или греюсь на скамейке на солнышке или иду в кино. Да, среди рабочего дня! Ведь я точно знаю, что останься я в офисе, я бы только делал вид, что работаю. Рубли в конце дня позволяют лучше настроится на работу и меньше переживать, что ты бездельник.

Неадекватный программист по договору подряда

Повезло мне в этом году на неадекватов. Надеюсь, норму выполнил и это последний случай.

Надо было сверстать сайт и прикрутить joomla. Два простых шаблона. Работы на 10 часов максимум. Но надо было срочно. Дернул знакомого программиста. Тот быстро согласился, но очень пафосно начал обсуждать проект. Это было забавным, я ведь 5 лет назад сам его подобрал на фрилансе и научил работать.

Программист сказал, что работает по современной технологии и начал сыпать терминами ангулар-бовер-гихаб и так далее. Хотя на тот простейший проект и бовер был бы лишним. Но исполнитель волен работать, как он умеет.

Too long. Don’t read. Перехожу к сути. Верстку он сделал. Вопросов тут нет. Но вот прикрутить ее к Вордпресу не смог. А то, что смог, сделал с жуткими багами и неработающим функционалом. При этом этот «разработчик» вовсе не тестировал проект.

Тестировала наша команда. Нас жутко бесили глюки, когда стандартная галерея в четыре колонки работает правильно, а в три — нет. Или для каждого нового абзаца надо прописывать свойства css. И цвет текста если не задать явно, то он будет не тот, который предусмотрен дизайном. Зато на мобильной платформе сайт показывается нормально :)

Поругался и в будущем никогда не буду с ним работать. И всячески буду «рекомендовать» его знакомым.

Неадекватные исполнители

Да, речь о фрилансерах. Работаешь с человеком пару лет, а потом до тебя доходит изречение «чтобы человека узнать, надо пуд соли съесть».

Есть у меня, хотя теперь корректнее сказать «был» программист. И все же нормально было. Парень звезд с неба не хватал, верстал не всегда корректно, но старался. А потом как подменили. На сроки стал забивать невероятно.

Врал и кормил завтраками. Ноут сломался, починят через три дня — сразу залью код. Бабушке надо было срочно помочь в деревне. Все сделаю за длинные выходные. Сегодня не смог, вымотался за день. Завтра за утро сделаю. Код написал, но в гит не льется, ошибка сертификата, не могу понять в чем дело. Хрен с маслом.

Самая большая просадка по времени, которую я с ним терпел (потому-что многое было сделано по проекту и передавать код новому программисту было сложно), была в 4 месяца. Четыре!

Забрал у него все проекты и перевел их на другого исполнителя. А этому даю мелочевку, которая не критична к срокам.

Неадекватные работники на удаленке

Да, речь о штатных сотрудниках, которые решили работать удаленно. Работаешь с человеком бок о бок полгода, а потом до тебя доходит изречение «чтобы человека узнать, надо пуд соли съесть».

Есть у меня, хотя теперь корректнее сказать «была», специалист по продажам. Успехов было не много, но лиды и заявки на оценку приносила. К сожалению, случилась ситуация, когда она должна была работать удаленно из дома.

Если на рабочем месте она в день делала 70 звонков, то дома только 15. Если лидов в месяц она приносила 70, то из дома только 10. На работе за месяц отсеивала 1200 компаний, то из дома только 300.

Ну и апофеоз случился, когда подняли статистику по ее времени работы. В среднем с 11 утра до 16 вечера. Когда все это ей показали, расплакалась, написала заявление на увольнение с момента удаленной работы, долго извинялась, просила не рассказывать новым работодателям, на зарплату не претендовала.

Женщина, 39 лет, замужем, трое детей. Я вообще в шоке, как так можно работать, пытаться нахаляву деньги получить. Ну а когда поймали, то трясти гривой и каяться.

Ранее Ctrl + ↓